Российские власти начали процесс адаптации законодательства к стандартам CORSIA, но отраслевые специалисты выражают озабоченность тем, что предлагаемые поправки не содержат мер по реальному снижению выбросов, а лишь вводят механизм их компенсации, что может негативно отразиться на экономике авиаперевозок.
Согласно положениям документа, российские авиакомпании, чьи годовые выбросы превышают 10 тысяч тонн в эквиваленте CO₂, должны будут предоставлять соответствующую отчетность. С 2031 года они также обязаны компенсировать эмиссии путем приобретения углеродных единиц. По словам заместителя министра экономического развития Максима Колесникова, интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство создаст стабильный спрос на отечественные углеродные единицы и позволит поддерживать их стоимость в диапазоне 70-90 долларов США.
В сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует расчет потенциальных расходов авиаперевозчиков. Согласно оценкам российского представительства международной компании Earthood, затраты отечественных авиакомпаний на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут достигнуть от 61 до 258 миллиардов рублей. Несоблюдение требований CORSIA, которые с 2027 года становятся обязательными для всех стран-членов ИКАО, повлечет применение санкций, однако их размер и механизм реализации в настоящее время не определены.
Наиболее спорным элементом законопроекта является предлагаемый механизм реализации. Действующая редакция документа предполагает введение "отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов". Определение перечня таких мер и круга подпадающих под регулирование организаций возлагается на отраслевые органы власти. Это создает прецедент для значительного расширения числа компаний, подлежащих углеродному регулированию, поскольку в настоящее время соответствующие требования применяются только к организациям с ежегодной эмиссией свыше 50 тысяч тонн CO₂-экв., независимо от их отраслевой принадлежности.
В тексте законопроекта и сопроводительных документах отсутствует конкретизация возможных отраслевых мер. В международной практике наиболее распространенными подходами являются квотирование выбросов или введение углеродного налога. В настоящее время система квотирования в тестовом режиме функционирует только в рамках Сахалинского эксперимента, итоги которого будут подведены в 2028 году. В процессе реализации этого проекта уже высказываются различные мнения относительно эффективности применяемых механизмов, а также существуют сомнения в их практической ценности.
Как отмечает Владимир Лукин, руководитель органа по валидации и верификации ООО "Кэпт Верификация", не следует переоценивать значимость отраслевой инициативы. CORSIA представляет собой внешний стимул, способствующий развитию углеродного рынка в России и побуждающий компании реализовывать климатические проекты с возможностью последующей монетизации. Однако правила и стандарты развития инициативы в настоящее время определены лишь в общих чертах и будут претерпевать изменения. Рассмотрение участия России в CORSIA в качестве катализатора трансформации всей национальной системы регулирования выбросов может привести к поспешным решениям в условиях высокой неопределенности.
Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее указывали, что распространение "Сахалинской модели" на всю страну не является эффективным решением. Такой подход не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от "трансграничного углеродного налога" ЕС, ни успешной интеграции в глобальный углеродный рынок в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения.
Относительно углеродного налога специалисты ИНП РАН прогнозируют, что его потенциальное введение в России может вызвать существенный рост цен на основные товары: электроэнергию (до 25%), тепловую энергию (до 80%), минеральные ресурсы (до 35%) и удобрения (до 50%). Совокупное воздействие этих факторов способно стимулировать инфляционные процессы и ограничить возможности развития целых отраслей экономики.
Лукин также подчеркивает, что меры регулирования должны быть сфокусированы на стратегически важных технологиях и решениях, приоритеты которых в настоящее время не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может оказаться преждевременным и способно привести к обратным результатам. Российский бизнес демонстрирует высокую чувствительность к новым регуляторным нагрузкам, что может вызвать отсрочку реализации инвестиционных и модернизационных программ. В конечном счете, это может привести не к сокращению, а к увеличению объема выбросов из-за нереализованного потенциала модернизации.
Министр экономического развития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял о намерении властей придерживаться "мягкой модели" регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольном характере климатических проектов. Однако текущий законопроект, предоставляющий государственным органам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о значительном изменении позиции. Вопрос о причинах таких изменений и наличии у правительства всесторонней оценки рисков реализации предлагаемых мер остается открытым.
Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/